Красота спасет мир
Архитектурные шедевры Фрая Отто
Profile
Ирина Могдалёва

Символично, что имя «Фрай» с немецкого языка переводится как «свободный». Именно свободой творчества и смелыми экспериментами запомнился Фрай Отто в истории архитектуры. Он всегда искал новые пути, чтобы с помощью минимальных средств достичь максимального результата – отсюда его увлеченность «облегченными» конструкциями, которые и принесли ему славу.

Воодушевление – в природе

Фрай Отто неоднократно говорил, что вдохновение для своих работ он черпал из природы. Его сооружения возникали как прототипы природных форм. Это оптимальные конструкции, «предложенные» самой природой – они не только эстетичны, но и экономически выгодны.

Для поиска и исследования биоморфных форм Фрай Отто изучал живую природу, экспериментировал, применяя различные модели  –  мыльные пленки, подвесные конструкции. Он всегда задавался вопросом – что такое природа? Для него природа – это дом, забота и смех.

Рисунок Фрая Отто, 1984 год.

Главные сооружения Фрая Отто

В архитектуре его интересовали временные сооружения из легких материалов. Соответственно, они не все сохранились, и мало какие находятся в хорошем состоянии. Он делал гигантские оболочки, шатры, палатки из парусины, полихлорвинила, пластика – а они «живут» недолго.

Самая известная работа архитектора – крыша павильона Германии на «Экспо-1967» в Монреале (Канада). Павильон был огромным – он занимал площадь 8000 м². Для натяжения единой мембраны потребовалось 8 опор высотой от 14 до 36 м. Оболочка-мембрана была образована натяжением стальной сетки, которую изготовили в Германии и доставили в Монреаль в рулонах. Основные работы по монтажу опор и сетки заняли 3,5 недели, а дополнительная регулировка геометрии – еще 5 недель.

Павильон Германии на выставке в Монреале стал еще одной вехой в истории архитектуры и прототипом нового поколения кровельных конструкций. Несмотря на временность этого сооружения, павильон оставался дееспособным до 90-х годов – его использовали как крытую детскую площадку.

Одной из главных работ его жизни является крыша Мюнхенского олимпийского стадиона, построенного в 1972 году. Трибуны стадиона и часть территории олимпийского парка покрыты гигантскими висячими перекрытиями-оболочками. Прозрачная крыша стадиона – единственный долгожитель из ранних построек Фрая Отто.

В 1985 году в городе Эр-Рияр (Саудовская Аравия) построили конференц-зал для проведения государственных приемов и культурных фестивалей. Фрай Отто стал одним из архитекторов данного проекта. 

В 2000 году японский архитектор Шугеру Бан привлек Фрая Отто как специалиста по проектированию сверхлегких большепролетных покрытий для совместной работы над павильоном Японии для Всемирной выставки в Ганновере (Германия). Монументальное оригами стало одним из самых нашумевших проектов на «Expo-2000».

Японский павильон был сделан из бумаги и представлял собой конструкцию, подобную сотам. Материал, выбранный для возведения всей несущей конструкции, и технология ее возведения вывели японский павильон в разряд инженерно-технических шедевров.

Использование многослойного картона в качестве материала для основных несущих элементов, по существу, нарушило негласное табу на применение бумаги в строительстве. Разработчикам проекта даже пришлось получать специальное разрешение от немецкого департамента пожарной охраны на эксплуатацию данного сооружения.

С этим же японским архитектором Фрай Отто принимал участие в создании знаковых архитектурных объектов и во Франции. Они работали над музеем современного искусства Помпиду-Мец, строившегося во французском городе Мец с 2003 по 2010 год.

Здание музея отличается оригинальной формой крыши. «Китайская шляпа» – так прозвали крышу-покрывало здания музея. В этом проекте также угадывается неповторимый стиль Фрая Отто.

Фрай Отто как основатель современной солнцезащитной системы Parus

Одним из первых его значительных сооружений, которые вызвали большой резонанс в мире искусства и архитектуры, были три павильона для садовой выставки в Касселе (Германия), возведенные в 1955 году.

Эти пневматические растянутые мембранные структуры стали «прародителями» современных солнцезащитных систем Parus, которые есть в ассортименте компании MANEZH. Parus – натяжная тентовая система, которая имеет прочную конструкцию, легко адаптируется практически к любым ландшафтным условиям и идеально подходит для защиты террас больших размеров от солнца и небольшого дождя.